> Перейти на ГЛАВНУЮ Духовные ценностиОпубликовано: 19.10.2018
Речьидет не только об узкосемейных делахвроде сватовства, свадьбы, похорон. Новогодние гадания и заклинания будущего урожая, колядки, маскарады, масленичныеразгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, поминание, празднование урожая и многоедругое все это начиналось в каждойсемье, где глава семьи выполнял функциижреца и руководил всем праздничнымцеремони алом. Затем праздник выносилсяв места общественного мирского схода, где сопровождался песнопением под аккомпанемент музыкальных инструментов. Язычество не былорелигией в современном понимании. Этобыла довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но неучений.
Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков оказывалось под посторонним религиозным влиянием. Если славянелегко примешивали к своим суевериям суеверия финнов и попадали под влияние шаманов волхвов и кудесников, то темболее должна была повлиять христианская вера на тех же славян, которые могли еепознать. Торговые сношения с. Византией облегчали для. Варяжские купцы и дружинники, ходившие в. Царьград, стали там обращатьсяв христианство и приносили на. Русь новоеучение, передавая его славянам. Киеве уже была христианская церковьсв. Ильи соборная, теглавная церковь города. Поэтому можно заключить о существовании в. Киеве христианских общин со своими церквами и клиром.
Пословам летописца, в. Киеве мнози бо бешаварязи кристиани. Игоря было много христиан. Жена князя княгиня. Ольга также приняла христианство. Каково было положение киевских христианских общин.
Скорее всего довольно неустойчивое. Одновременно с обращенными к. Христу молитвами совершались языческие жертвоприношения, которых требовал ненасытный. Летопись рассказывает, как при князе. Владимире толпакиевлян язычников губила двуххристиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертвубогам. И всетаки византийское христианство медленно, но упрямо пробивало себе дорогу на. Русьстроятся храмы, появляются церковно служители, начинается оформление церковной организации. Однако это не означает, что христиане в ту пору были многочисленныи влиятельны.
Нам известно, что к началух гг вони встречались среди княжихмужей и прочих жителей. Киева, составляя определенную группу. Сами же представители княжеского рода оставались погаными, язычниками. Исключение составила княгиня. В г отмечает летописец, иде. Греки, где и крестилась. В крещении ей было дано имя. Еленав честь императрицы. Константина сделавшего христианство официальной религией. Ольгив христианство древнерусские летописцы воспринимали как проявление глубочайшей мудрости, присущей княгине.
И в памяти потомков крещение. Ольги стало событием большой важности, личность княгини окружена ореолом славы.
Ольги было скорее фактом ее личнойжизни, лишенным какоголибо серьезного политического смысла. Она не пыталась утвердить христианство на. Руси и дажене сумела воспитать в собственном сыне склонности к христианству. Святослав оставался язычником. Святослава христианская вера казалась безумием иглупостью. Следовательно, вплоть до последних десятилетий в. христианство не смогло основательно привиться в русском обществе. Приописанной выше обстановке обращение. Владимира к христианству может показаться неожиданным. Однако обращение киевского князя к новой вере было весьма мотивированным. Распространив своювласть практически на все русскославянские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какойто, как сказалибы сегодня, общенациональной политической программы, которая поусловиям того времени выражалась врелигиозной форме. В гкнязь попытался объединить язычество на всей территории от восточных склонов. Балтийского моря до. С этой целью князь провел реформу языческого культа. Главным божеством был объявлен бог грома имолнии. Перун, особо почитавшийся вкняжескодружи нной среде. В числообще русских божеств пантеон вошлитакже почитавшиеся в различных славянских землях. Даждьбог, Хорос, Стрибог, Мокошь, Семаргл, после создания пантеона боговв. Владимир послал своего дядю. Новгород, и тот постави кумиранад. Однако интересы странызвали. Русь к более развитой и более вселенской религии. К религиям, оказывающим существенное влияние наситуацию в. Европе в в следует отнести православие, католичество иислам. Русские искатели веры должныбыли представлять различия этих основных религий, поскольку киевские купцы ивоины постоянно бывали в. Константинополе, сражались на. Азии, торговали с египтянами и сирийцами, ездили в. Но преобладающее влияние, безусловно, имела. Византийская империяи ее культура в ту пору занимали ведущее положение на международной арене средневекового мира.
И как говорилось выше, Киевская. Русь активно вовлекаласьв контакты с.
Объясняется этодвумя причинами с одной стороны, восточные славяне совершали частыенабеги на территорию. Византии, с другой сама. Византия втягивала. Русь в свою внешнеполитическую деятельность. Политика временных союзов одно из орудий византийской дипломатии. В полной мере это относится ко времени, непосредственно предшествующему принятию христианства. В то время вспыхнуло восстание под предводительством полководца.
Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у.
Союз был заключен г благодаря русскому вмешательству мятеж былподавлен, а. По логике новаярелигия должна была быть принята славянами только из рук византийцев. Но летопись неожиданно предлагает намсюжет о выборе вер. Нельзя не обратить внимание на то, что летопись приводит миссионеров из стран, соседних с. Русью, стран, с которыми у. Руси существовали взаимные отношения во многих сферах, стран, представители которых нередко бывали и даже об основывались на. Можно сказать, что выбор веры. Владимиромпред определился наличием на. Руси техили иных религиозных общин и, конкретно, культурно политическими контактами ссоседними странами в данный период.
О том, как крестился князь. Владимир и как он крестил свойнарод, на. Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в. Киеве другие указывали место его крещения в городке. Киевом третьи говорили, что онпринял крещение в. Крыму, в греческом городке. Херсонесе, после тогокак взял этот город у греков. Около сталет спустя после крещения. Руси летописец занес в свою летопись такие преданияоб этом событии. Кроме летописи, окрещении. Владимира, повествует митрополит.
Илларион, монах. Иаков, которые отрицаютроль греческого миссионерства и пишут, что. Владимир решил принять христианствосам, без чьегонибудь посредства исодействия. В частности, монах. Иаков впохвале князю. Володимиру объясняет его поступок, вопервых, тем, что сам. Бог просветил сердце его, вовторых, прослышав о бабке своей. Ольге, он возгорел желанием подражать ей. Иаков сообщает, что. Владимир крестилсядо похода на. Корсунь, который он предприня луже, будучи христианином.
Это сообщение признается учеными более достоверным, чем летописная. Корсунская легенда. Известный русский византолог в. Васильевский писал, что взятие. Корсунине находилось в какойлибо связи скрещением русского народа. Шахматов считает, что корсунская версия крещения. Владимира была сочинена греческим духовенством в целях утверждения роли. Византии в крещении.
|